Регистрация фирм и предприятия в Минске и Беларуси - ИП, ЧУП, ООО
Регистрация фирм и предприятия в Минске и Беларуси - ИП, ЧУП, ООО » Ликвидация ЧУП » Ликвидация ЧУП. Полная инструкция

Ликвидация ЧУП. Полная инструкция

940

Принятие решения о ликвидации юридического лица

 До момента принятия решения о ликвидации целесообразно провести определенные подготовительные мероприятия: 

- проверить включено ли юридическое лицо в план выборочных проверок (сделать это можно на сайте КГК). Если включено, то до завершения проверки ликвидировать такое лицо не представляется возможным; 

- установить размеры кредиторской задолженности, с целью исключения процедуры банкротства; 

- определиться с кадровым составом, чтобы примерно определить размер компенсаций за увольнение в связи с ликвидацией. 

Юридическое лицо может быть ликвидировано:

- по решению собственника имущества (учредителей, участников) либо органа юридического лица, уполномоченного уставом. В ЧУП такое решение принимает единственный собственник (физическое или юридическое лицо). В решении о ликвидации необходимо указать сведения о: назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора), распределении обязанностей между председателем и членами ликвидационной комиссии (при ее назначении), порядке и сроках ликвидации.

- по решению суда, рассматривающего экономические дела. 

- по решению регистрирующего органа. 

Размещение сведений о ликвидации юридического лица в соответствующем печатном издании и в глобальной сети Интернет

Сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, о порядке и сроке заявления требований его кредиторами размещаются в глобальной компьютерной сети Интернет на официальном сайте юридического научно-практического журнала "Юстиция Беларуси" с последующим опубликованием в приложении к указанному журналу.

Оплатить размещение объявления можно в любом банке или почтовом отделении по следующим реквизитам:

Учреждение «Редакция журнала «Юстиция Беларуси», УНП 101473130
220004, г. Минск, ул. Кальварийская, 1-1, комн. 703
Р/с BY97AKBB30150000008730000000 в ОАО «АСБ Беларусбанк», БИК AKBBBY2X
220089, г. Минск, пр-т Дзержинского, 18

Стоимость объявления – 32,00 белорусских рублей без НДС*.

Объявление можно оплатить через систему «Расчет» (ЕРИП):

1. Выбрать пункт: Cистема «Расчет» ЕРИП > СМИ > Юстиция Беларуси > Объявление о ликвидации. 2. Ввести учетный номер плательщика (УНП) и фамилию, имя и отчество. 3. Проверить корректность информации. 4. Оплатить.

Квитанция об оплате подается в регистрирующий орган и все необходимые данные для объявления будут направлены регистрирующим органом в редакцию автоматически.

Объявление о ликвидации будет размещено на сайте журнала «Юстиция Беларуси» на 2-й рабочий день (после 18:00) после подачи заявления о ликвидации в регистрирующий орган.

Уведомление регистрирующего органа о ликвидации организации

 В течение 10 рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации ликвидатор обязан уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица. Документы в регистрирующий орган можно подать лично либо через веб-портал ЕГР. 

При личной подаче предоставляются следующие документы: 

- заявление;

- решение о ликвидации;

- легализованная выписка из торгового регистра страны учреждения (ее нотариально заверенная копия) - для иностранных участников. Документы на иностранном языке предоставляются вместе с переводом на белорусский или русский язык. Подпись переводчика должна быть нотариально удостоверена;

- документ, подтверждающий оплату обьявления о ликвидации в журнале "Юстиция Беларуси";

- представитель, подающий документы, должен иметь с собой докуметны, удостоверяющие личность и подтверждающие его полномочияя как ликвидатора (решение, протокол). 

При подаче документов через веб-портал ЕГР предоставляется аналогичный пакет документов, что и при личной подаче. В этом случае все документы должны быть подписаны электронной цифровой подписью (ЭЦП), выработанной с использованием личного ключа ЭЦП.  

Уведомление обслуживающего банка о переходе прав руководителя организации к ликвидатору и переоформление обслуживающим банком карточки с образцами подписи и оттиска печати на ликвидатора

Ликвидатор (председатель ликвидационной комиссии) обязан уведомить банк о том, что теперь права руководителя переходят к нему. Для этого в банк направляется заказное письмо, содержащее следующие документы: письменное уведомление банка о переходе прав руководителя к ликвидатору; копия решения о ликвидации организации; выписка из ЕГР о том, что данная организация находится в процессе ликвидации. Также ликвидатору необходимо лично обратиться в обслуживающий банк со следующими документами: заявление на переоформление счета в банке; выписку из ЕГР о том, что организация находится в процессе ликвидации; оформить в банке карточку с образцами подписей (своей, главного бухгалтера, иных уполномоченных лиц, если это нужно). На практике же в каждом банке набор документов может включать дополнительные документы, о чем лучше уточнять в том конкретном банке, где у вас открыт расчетный счет.

Проведение ликвидатором либо председателем ликвидационной комиссии инвентаризации имущества и финансовых обязательств ликвидируемого юридического лица, выявление кредиторов

 Инвентаризация имущества и денежных активов является обязательным этапом проведения процедуры ликвидации. При ее проведении Высчитывается объем и характер активов и имущества, просчитывается явная и возможная дебиторская задолженность, долги перед кредиторами и возможность их погашения, в целом определяется ликвидность ликвидируемого предприятия. Основная же суть проведения инвентаризации – выяснить реальное положение ликвидируемого юридического лица. 

Уведомление кредиторов юридического лица о его ликвидации

Когда решение о ликвидации принято, нужно уведомить своих кредиторов о том, что организация ликвидируется. Законодательством не установлен порядок и срок направления кредиторам письменных уведомлений. Такие уведомления целесообразно направлять почтой заказными письмами с уведомлениями о получении. Это позволит при необходимости подтвердить факт надлежащего уведомления соответствующего кредитора. В случае, если кредитор ликвидируемого юридического лица не предъявил свое требование по причине того, что не был письменно уведомлен, исключение из ЕГР такого юридического лица может быть признано недействительным, поскольку в таком случае суд может посчитать, что ликвидация юридического лица была проведена в нарушение норм законодательства. 

Составление ликвидатором либо председателем ликвидационной комиссии промежуточного ликвидационного баланса

Промежуточный ликвидационный баланс составляется в дату истечения срока требования для кредиторов. В нем учитываются оставшиеся активы, требования, результаты рассмотрения требований. Важная деталь: если вы составили промежуточный ликвидационный баланс, никакой коммерческой деятельности вести вы не должны. Единственная возможная деятельность – выплата задолженностей разных типов, расчет с кредиторами, получение дебиторских выплат, продажа активов. Словом, такая деятельность, которая проводится сугубо для ликвидации этой организации. В таком промежуточном балансе идет подсчет величин, характеризующих общее имущественно-денежное положение компании. Такой баланс не требует специальной формы и составляется согласно общей формы бухгалтерского баланса. Такой баланс учитывает активы и пассивы, дебиторские сведения, источники обеспечения, наличие имущества и тому подобное. Составляет такой промежуточный ликвидационный баланс обычно бухгалтер или главный бухгалтер организации.

Прекращение трудовых отношений с работниками юридического лица

 Работники ликвидируемого юридического лица  подлежат увольнению по истечении срока, указанного в письменном предупреждении о предстоящем увольнении, но не ранее 2 месяцев с момента получения ими этого предупреждения.  За эти два месяца наниматель сообщает органам занятости населения о том, что предстоит увольнение и указывает профессию, специальность, размер оплаты тех работников, которых увольняют. В период срока предупреждения работник все также работает, выполняя свои обязанности и получая заработную плату. Наниматель также может давать один день в неделю на поиск нового места работы за свой счет или с оплатой (по договоренности). После увольнения наниматель обязан уплатить работникам пособие в размере не менее чем трехмесячный средний заработок. Стоит упомянуть, что дата увольнения работников необязательно должна быть равна дате принятия решения о ликвидации. Ликвидатор сам решает сроки привлечения работников к ликвидации компании. Но практика подсказывает, что документально удобно уволить всех работников в течение месяца, следующим за ликвидационным решением. 

Составление и утверждение собственником имущества либо уполномоченным органом окончательного ликвидационного баланса

После проведения расчетов со всеми кредиторами, а также с участниками ликвидируемого юридического лица проводится повторная инвентаризация, на основании которой ликвидатор составляет окончательный ликвидационный баланс. Баланс может быть нулевым, если в организации отсутствуют имущество и средства для оплаты долгов перед кредиторами. Если же долги оплачены, а имущество есть, то оно распределяется между собственниками, если их несколько, или переходит к единственному собственнику.     

Закрытие расчетных счетов в обслуживающем банке

Договор на открытие банковского счета (банковское обслуживание), по общему правилу, является бессрочным. Но, как и любой договор, он может быть расторгнут.  Для этого необходимо обратиться в обслуживающий банк с заявлением о расторжении договора.

Подача документов в  архив

Все документы ликвидируемого юридического лица подлежат сдаче территориальный архив местного исполнительного и распорядительного органа. В обязательном порядке должны быть сданы документы по личному составу, подтверждающие трудовой стаж и оплату труда  работников. 

Подача документов в регистрирующий орган

 Ликвидационная комиссия (ликвидатор) представляет в регистрирующий орган:

- ликвидационный баланс, подписанный членами ликвидационной комиссии (ликвидатором) и утвержденный собственником имущества (учредителями, участниками); 

- оригинал свидетельства о государственной регистрации юридического лица или заявление собственника имущества (учредителей, участников) о его утрате с приложением сведений о публикации объявления об утрате; 

- справка из архива. 

Юридическое лицо считается ликвидированным с даты принятия регистрирующим органом решения о внесении записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об исключении из этого регистра.

 

 

Понравилась статья?

Подпишитесь на наши обновления и получайте все полезные материалы для предпринимателей прямо на почту! Не пропустите очередные изменения в законодательстве и обновления документаций. Будьте в курсе последних новостей мира бизнеса.