Налоговый кодекс-2024: важные изменения для организаций
Выбираем способ регистрации ЧУП
Зарегистрировать ЧУП можно следующими способами:
Рассмотрим каждый способ регистрации.
В данном случае Вы подготавливаете необходимые документы, оплачиваете госпошлину и обращаетесь в регистрирующий орган, совершающий регистрационные действия. Уполномоченный сотрудник регистрирующего (при условии предоставления полного пакета документов и отсутствия в них ошибок) проставляет штамп о государственной регистрации на Вашем уставе и выдает свидетельство о государственной регистрации. С этого момента юридическое лицо считается зарегистрированным.
2. Путем обращения в регистрирующий орган представителя по нотариальной доверенности.
Данным способом удобно воспользоваться в том случае, если Вы не можете лично обратиться в регистрирующий орган (болезнь, отпуск, командировка и т.д.). Но данный способ более затратен, чем способ, описанный выше, так как Вы платите пошлину за гос. регистрацию, а также дополнительно оплачиваете нотариальны тариф за составление и удостоверение доверенности на третье лицо.
3. Посредством электронной госрегистрации
Этим способом рационально воспользоваться тогда, когда у Вас на момент государственной регистрации Частного предприятия уже имеется ключ электронно-цифровой подписи (далее - ЭЦП). При осуществлении электронной государственной регистрации все этапы регистрации производятся через веб-портал (egr.gov.by) с использованием ЭЦП, в результате учредительные документы будут вам направлены регистрирующим органом также в электронном виде.
При электронной государственной регистрации Вы освобождаетесь от уплаты госпошлины. Однако в случае, если у Вас отсутствует ключ ЭЦП, его получение более затратно, чем оплата госпошлины и уплата нотариального тарифа. Поэтому рекомендуем Вам воспользоваться способами, перечисленными в пп.1 и 2.
Перед тем, как регистрировать ЧУП, необходимо выбрать наименование и в последующем согласовать его. Наименование должно быть согласовано в полной и сокращенной формах, на русском и белорусском языках.
Наименование ООО в можно согласовать следующими способами:
- путем личного обращения в регистрирующий орган;
- путем направления документов по почте (на бумажном носителе);
- с помощью веб-портала ЕГР.
При выборе наименования необходимо учитывать ряд особенностей. Во-первых, в фирменном наименовании нельзя использовать псевдонимы знаменитостей, слова «лучший», «первый», «лидер», «департамент», «комитет», нельзя использовать наименования, содержащие наименования уже существующих юридических лиц, за исключением наличия разрешения юридического лица на использование его наименования.
По результатам согласования регистрирующий орган выдает справку о согласовании наименования. Фирменное наименование резервируется за Вами. Срок действия резервации – 1 месяц со дня согласования. В течение этого времени Вы можете зарегистрировать ЧУП с данным наименованием.
Один из важнейших моментов в государственной регистрации ЧУП – это выбор юр. адреса, т.к. при подаче документов в регистрирующий орган юр. адрес уже должен быть установлен. Юр. адрес указывается в заявлении и уставе, которые подаются в регистрирующий орган. В отличие от ООО, ЗАО, ОАО, ОДО, у ЧУП юр. адресом может быть жилое помещение. Однако для того, чтобы юр. адресом было жилое помещение, необходимо наличие следующих фактов:
Таким образом, регистрируя ЧУП, Вы можете сэкономить на аренде юридического адреса.
Создавая ЧУП, Вы планируете осуществлять коммерческую деятельность определенного вида. Эту деятельность Вам необходимо указать в заявлении о государственной регистрации. Каждому виду деятельности присваивается код в соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 005-2011. Код должен состоять из пяти символов. При регистрацииЧУП в заявлении указывается только один вид деятельности.
В процессе своей работы ЧУП может осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законодательством, однако основным видом должен быть тот вид деятельности, от которого будет поступать большая часть прибыли ЧУП, соответственно его и следует указывать в заявлении о государственной регистрации.
Изменить вид деятельности можно направив в свой налоговый орган соответствующее информационное письмо.
Решение учредителя ЧУП должно содержать:
- Сведения об учредителе ЧУП (его паспортные данные);
- Полное и сокращенное наименования частного предприятия на русском и белорусском языках;
- сведения об месте нахождения частного предприятия;
- информация об уставном фонде предприятия и способе его формирования (например, денежными средствами или имуществом);
- утверждение устава ЧУП;
- сведения о назначении директора ЧУП с указанием срока его полномочий.
Для каждой конкретной организации Устав может быть разработан индивидуально, но при этом он должен включать в себя ряд обязательных положений в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь.
Устав обязательно должен содержать: наименование, сведения об учредителе, юридический адрес, размер и способ формирования уставного фонда, сведения об исполнительном органе, порядок распределения прибыли; управление предприятием; имущество предприятия. По желанию можно указать практически любые сведения, имеющие значение для ведения коммерческой деятельности.
Заявление о государственной регистрации ЧУП заполняется до момента подачи документов в регистрирующий орган. При заполнении заявления Вам необходимо обратить внимание на следующие моменты:
Заявление подписывается только в присутствии сотрудника регистрирующего органа.
До похода в регистрирующий орган Вам необходимо оплатить государственную пошлину. Она оплачивается по реквизитам того регистрирующего органа, где будет происходить регистрация (как правило, реквизиты размещаются на сайтах исполкомов, облисполкомов, соответствующих администраций). Пошлину можно оплатить в любом банке, также возможна оплата через ЕРИП.
Размер государственной пошлины за регистрацию ЧУП составляет 1 базовую величину. В 2024 г. размер базовой величины составляет 40 белорусских рублей.
Для регистрации ЧУП в регистрирующий орган подаются следующие документы:
Юридическое лицо считается зарегистрированным с даты проставления штампа на его уставе.
На следующий рабочий день после регистрации либо в день регистрации Вам выдадут также оригинал свидетельства о регистрации. А через 5 рабочих дней там же необходимо забрать извещение о постановке на учет.
В соответствии с действующим законодательством в процессе осуществления предпринимательской деятельности Частное предприятие может работать без печати. Но использование печати для белорусских предпрятий уже стало традицией и положительно сказывается на имидже юридического лица.
Если вы решили заказать печать, то Вам для этого необходимы следующие документы:
- копия устава;
- копия свидетельства о государственной регистрации;
- паспорт директора или собственника;
- приказ на директора или контракт с ним;
- заявление на изготовление печати.
Для назначения директора и главного бухгалтера на свои должности необходимо решение учредителя. Если директор совпадает с учредителем, то он сам себя назначает на должность своим же решением. Если директор не он, то с ним заключается трудовой договор, либо контракт. После этого издается приказ о назначении директора на должность. С бухгалтером похожая ситуация: решение учредителя либо директора, если он уполномочен на это, потом заключение трудового договора и написание приказа. Сведения о назначении руководителя указываются в информационных письмах, которые рассылаются потом в ФСЗН, госстрах, статистические органы, органы налоговой службы.
Юридическому лицу необходимо иметь расчетный счет для того, чтобы проводить безналичные операции. Открыть его можно в любом банке. Банк стоит выбирать тот, в котором вам выгоднее всего работать, исходя из тарифов, валют, местоположения банка. Узнать все о тарифах можно в справочной службе по телефону, либо же в самом отделении выбранного вами банка.
Для открытия счета необходимы следующие документы:
1) заявление лица (учредителя либо директора),
2) копия устава со штампом,
3) копия свидетельства о государственной регистрации,
4) копия приказа о назначении директора и копия контракта с ним,
5) карточка с образцами подписи и печати (оформляется в банке),
6) паспорт лица, которое открывает счет.
Стоит отметить, что в разных банках может быть предусмотрен разный пакет документов для открытия счета. Конкретные требования необходимо уточнить в том банке, который Вы выбрали для себя.
Один из самых важных вопросов при регистрации ЧУП – это выбор системы налогообложения. Варианты систем налогообложения могут быть следующими: общая и упрощенная. Для того, чтобы правильно определиться с выбором системы налогообложения рекомендуем Вам обратиться в отдел консультаций налоговой инспекции по месту Вашего жительства. При себе необходимо иметь паспорт. Сотрудники налогового органа подскажут Вам, под какую налоговую систему подпадет Ваш вид деятельности.
В случае если Вы подпадаете и решите использовать УСН, необходимо в течение 20 рабочих дней с момента госрегистрации уведомить об этом налоговую путем направления соответствующего уведомления.
Через пять рабочих дней после государственной регистрации Вам необходимо забрать Извещение о постановке на учет в ИМНС, ФСЗН, Белгосстрах и управление статистики. Также нужно подготовить информационные письма ИМНС, ФСЗН, Белгосстрах и в статистику, в которых Вы сообщаете о месте нахождения общества, данные по директору, дату регистрации. Данные письма оформляются на фирменном бланке и отправляется заказными письмами.
Для постановки на учет в налоговых органах необходимо узнать своего налогового инспектора и предоставить ему следующий пакет документов:
Все копии должны быть заверены директором и печатью Частного предприятия.
В РУП "Белбланкавыд" нужно приобрести книгу замечаний и предложений / книгу учета ревизий и проверок. Актуальные реквизиты для оплаты книг можно посмотреть по следующей ссылке: https://belblank.by/zakonodatelnaya-baza.html
ЭЦП можно приобрести в Удостоверяющем центре РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» (www.pki.by).
В процессе регистрации в Регистрационном центре Потребителю передают сертификат открытого ключа проверки ЭЦП. Лицо, которое будет использовать ЭЦП (руководитель ЧУП либо доверенное лицо), должно лично получить сертификат в Регистрационном центре.
Актуальную стоимость оформления ключа можно узнать по следующей ссылке: https://info-center.by/services/pki/for_legal_entities/
Наша компания оказывает услуги по регистрации предприятия «под ключ». Ищите краткую инструкцию по регистрации ЧУП - перейдите по ссылке!
Подпишитесь на наши обновления и получайте все полезные материалы для предпринимателей прямо на почту! Не пропустите очередные изменения в законодательстве и обновления документаций. Будьте в курсе последних новостей мира бизнеса.