ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ - +375 (29) 7540131, mail@bizpravo.by

Претензионный порядок урегулирования споров

В каких случаях требуется соблюдение претензионного порядка урегулирования споров?

претензионный порядок урегулирования споровВ отношении хозяйственных (экономических) споров, возникающих между юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями из гражданских и иных правоотношений, рассматриваемых в порядке искового производства, до обращения в хозяйственный суд с иском установлен обязательный претензионный порядок (ст. 10 ГК, приложение к ХПК).

Исключения могут быть предусмотрены законодательными актами либо договором. При этом в договоре стороны могут как отказаться от применения претензионного порядка по спору, так и предусмотреть иной досудебный порядок (проведение переговоров, обращение к внесудебному медиатору).

Обязательный претензионный либо иной досудебный порядок, установленный законодательством или договором, распространяется в том числе и на споры с участием иностранных лиц, если из договора следует, что применимым правом является законодательство Республики Беларусь.

 

Когда не требуется соблюдение претензионного порядка?

Соблюдение претензионного порядка не требуется в следующих случаях:

  • в случае обращения с иском прокурора, государственных органов, органов местного управления и самоуправления, иных органов в целях защиты государственных и общественных интересов, а также интересов лиц, указанных в ч. 1 ст. 6 ХПК (ч. 4 ст. 6 ХПК);
  • при обращении в хозяйственный суд в порядке приказного производства (ст. 220 ХПК);
  • при переходе из приказного производства в исковое производство (ч. 4 ст. 224 ХПК);
  • при предъявлении встречного иска (ч.ч. 1, 2 ст. 167 ХПК);
  • по спорам, где одной из сторон является гражданин или организация, не являющаяся юридическим лицом (ст. 10 ГК);
  • если это предусмотрено договором (ст. 10 ГК, п. 1 приложения к ХПК);
  • в случае, когда в силу требований законодательных актов стороны не вправе в досудебном порядке урегулировать спор;
  • в иных случаях. Хозяйственный суд в каждом конкретном случае с учетом требований законодательных актов и сущности спора должен решать вопрос о необходимости соблюдения сторонами претензионного порядка.

 

Порядок соблюдения досудебного (претензионного) порядка урегулирования споров

Соблюдением претензионного порядка является направление претензии должнику и получение на нее ответа либо истечение срока, установленного для ответа.

Претензия должна быть направлена по юридическому адресу (месту нахождения) организации (филиала, представительства юридического лица, если иск возник из их деятельности) либо по месту жительства, по месту пребывания или месту работы индивидуального предпринимателя или гражданина, если они фактически не проживают по указанному адресу.

Факт соблюдения такого порядка может подтверждаться копией претензии и ответом на нее (при наличии), а также доказательствами надлежащего направления претензии должнику (например, почтовая квитанция об отправке претензии), в том числе и для подтверждения истечения срока для ответа.

Содержание претензии должно соответствовать п. 2 приложения к ХПК. Претензионный порядок считается соблюденным и в том случае, когда содержание, расчет, размер предъявленных в хозяйственный суд требований изменились по отношению к указанным в претензии (например, с учетом срока, прошедшего с даты предъявления претензии).

Неполучение ответа на претензию в месячный срок не препятствует обращению заявителя претензии в хозяйственный суд с иском (п. 8 приложения к ХПК), если иной срок для ответа на претензию не установлен законодательством или договором.

Если установленный срок для ответа на претензию не истек, представление хозяйственному суду только документов, подтверждающих ее направление ответчику, не может рассматриваться как соблюдение истцом обязательного претензионного порядка. Хозяйственный суд в данном случае оставляет исковое заявление без движения в порядке ст. 162 ХПК, обязывает истца в установленный срок представить доказательства получения (неполучения) ответа на претензию. При невыполнении указанных требований хозяйственный суд возвращает истцу исковое заявление согласно ст. 163 ХПК.

Если претензия направлена способом, не предусмотренным законодательством или договором, то для подтверждения соблюдения претензионного порядка представляются доказательства получения должником претензии (например, претензия направлена по электронной почте, когда в договоре такой способ не предусмотрен, и на нее получен ответ). При наличии таких доказательств претензионный порядок считается соблюденным.

Если при рассмотрении дела установлено, что претензия направлена истцом по ненадлежащему адресу (не по месту нахождения ответчика), имеет место несоблюдение претензионного порядка (ненадлежащее направление претензии). В этом случае хозяйственный суд вправе предложить сторонам урегулировать спор в примирительной процедуре. При недостижении примирения и рассмотрении хозяйственным судом спора по существу примирительная процедура рассматривается как досудебное урегулирование спора. При несогласии урегулировать спор в примирительной процедуре хозяйственный суд оставляет иск без рассмотрения.

Истечение срока для рассмотрения претензии, указанного в самой претензии (иного, чем предусмотрено п. 6 приложения к ХПК), не является доказательством соблюдения претензионного порядка.