Главная » Ликвидация ООО / ЧУП » Ликвидация ООО / ЧУП. Краткая инструкция

Ликвидация ООО / ЧУП. Краткая инструкция

1166

Принятие решения о ликвидации

Согласно законодательству, такое решение могут принять учредители (единственный учредитель), либо участники, то есть собственники имущества. Может это сделать также орган, который наделен такими правами по уставу. Кроме этого, такое решение способен принять экономический суд или же регистрационный орган в тех случаях, когда это разрешает законодательство. В ЧУП такое решение принимает единственный собственник (физическое или юридическое лицо), в ООО (ОДО) – собрание собственников либо снова же единственный собственник, если он единственный. В бумаге о решении указывается дата принятия решения, собственно факт того, что оно принято, решение о назначении ликвидатора (комиссии, если требуется), предполагаемый срок окончания процедуры ликвидации, оплата ликвидаторам, финансирование ликвидации. Собственник может включить в документ о решении любые сведения, которые он считает важными.

Назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора)

Комиссию по ликвидации/ликвидатора тот, кто принял решение о процедуре ликвидации, и назначает. Потом распределяют роли и обязанности между членами комиссии, председателем. Если ликвидатор один, этот пункт пропускается. В состав же комиссии допускается вхождение и штатных сотрудников (юристов, бухгалтеров) и самих участников лица юридического (если нет долгов кредиторам). Бытует практика назначения ликвидатором специальной юридической фирмы по договору оказания таких услуг. Ликвидатора же назначает суд с учетом особенностей и обстоятельств ситуации. Председателем комиссии назначают лицо, личность (кандидатуру) которого в суд подает орган, который подавал иск о ликвидации. Разумеется, с согласия самой этой кандидатуры на свое подобное участие. Председателя комиссии выбирают из числа членов комиссии. При той ситуации, когда предыдущий ликвидатор (председатель комиссии) по тем или иным причинам лишен своих полномочий, суд назначает нового с передачей ему всех дел предыдущего. Если же ликвидируют по банкротству, то суд назначает управляющего-антикризисника (одну из трех кандидатур, подаваемых в суд).

Уведомление регистрирующего органа о принятом решении, уведомление дебиторов и кредиторов

Когда решение о ликвидации принято, обязанность фирмы – уведомить орган-регистратор. Письменное уведомление лучше датировать одинаково с датой принятия решения. Кроме того, ликвидатор лично несет в орган набор документов следующего содержания: заявление по специальной форме (актуальное всегда можно взять на сайте органа-регистратора); в госстрах, ФСЗН, налоговую отправляются уведомление о том, что принято решение о ликвидации. Необходимо уложиться в пятидневный срок. Ваша обязанность также сообщить всем кредиторам ваше решение. Кроме того, в прессе необходимо поместить сведения о принятом решении. Такие сведения публикуют в журнале «Юстиция Беларуси».

 

Увольнение работников

 

Если фирма входит в ликвидацию, то трудовые договора как срочного, так и бессрочного характера имеют право быть расторгнуты самим нанимателем по его инициативе. Срок предупреждения работника заранее составляет 2 месяца. За этих же два месяца наниматель сообщает органам занятости населения о том, что предстоит увольнение и указывает профессию, специальность, размер оплаты тех работников, которых увольняют. В тот период срока предупреждения работник все также работает, выполняя свои обязанности и получая заработную плату. Наниматель также может давать один день в неделю на поиск нового места работы за свой счет или с оплатой (по договоренности). После увольнения наниматель обязан уплатить работникам пособие в размере не менее чем трехмесячный средний заработок. Стоит упомянуть, что дата увольнения работников необязательно должна быть равна дате принятия решения о ликвидации. Ликвидатор сам решает сроки привлечения работников к ликвидации компании. Но практика подсказывает, что документально удобно уволить всех работников в течение месяца, следующим за ликвидационным решением.

 

Проведение инвентаризации

 

Инвентаризация является обязательным условием (мероприятием) в процедуре ликвидации, это даже закреплено законодательно. Перед тем, как будет составлен промежуточный ликвидационный баланс, нужно учесть и пересчитать все активы ликвидируемого предприятия. Так определяется реальное состояние финансов в организации. Просчитывается явная и возможная дебиторская задолженность, долги перед кредиторами и возможность их погашения, в целом определяется ликвидность ликвидируемого предприятия.

 

Принятие мер к взысканию дебиторской задолженности и удовлетворению требований кредиторов

 

Фирма, находящаяся в ликвидации, должна принять все меры для изыскания дебиторской задолженности. Для этого она использует как уведомления и претензии, направляемые в письменной форме, так и судебные иски. В первую очередь это отвечает требованиям самой ликвидируемой организации – так у нее появится больше средств для расчета с кредиторами или распределения между учредителями.

Требования кредиторов и очередность, с которой надлежит их исполнять:

1)    Долги гражданам, которым фирма выплачивает нанесенный жизни и здоровью вред.

2)    Потом выходные пособия, авторские гонорары, оплата по договорам подряда и трудовым договорам.

3)    Погашаются долги перед бюджетом государства и внебюджетные фонды государства тоже должны быть рассчитаны по долгам. Удовлетворяются требования кредиторов, обязательства перед которыми обеспечены имущественным залогом.

4)    После первых трех платим всем остальным своим кредиторам.

Каждый следующий пункт оплачивается только после полной оплаты предыдущему пункту. Правда, при ликвидации в случае банкротства эта очередность не соблюдается.

Если имущества недостаточно для оплаты, оно распределяется между кредиторами в пропорциональном отношении суммам, которые включены в требования. Если кредитор заявил свои претензии после срока, установленного на их заявления, оплата ему производится по остаточному принципу. Если для уплаты требований просто не хватило имущества, такое требование все равно считается удовлетворенным, однако если не было случая лженамеренного укрывательства имущества от кредиторов. Если было и вскрылось ­– имущество, ранее скрытое, направляют на оплату неоплаченных долгов. Если же лицо не в состоянии требования кредиторов удовлетворить – оно признается банкротом через специальную процедуру.

 

Составление промежуточного ликвидационного баланса

 

 Составляется этот баланс в дату истечения срока требования для кредиторов. В нем учитываются оставшиеся активы, требования, результаты рассмотрения требований. Важная деталь: если вы составили промежуточный ликвидационный баланс, никакой коммерческой деятельности вести вы не должны. Такой баланс не требует специальной формы и составляется согласно общей формы бухгалтерского баланса. Такой баланс учитывает активы и пассивы, дебиторские сведения, источники обеспечения, наличие имущества и тому подобное. Информация берется из последнего бухотчета перед процедурой ликвидации.

 

Составление окончательного ликвидационного баланса

 

После того, как все процедуры ликвидации проведены, необходимо составить окончательный баланс по ликвидации и вместе я рядом других документов, а также печатью ликвидатор (или председатель комиссии) относит и сдает в орган-регистратор, после чего государственный орган передает сведения в ЕГР для внесения сведений об исчезновении организации из реального поля, то есть ее ликвидации.

Баланс может быть нулевым, если в организации отсутствует имущество и средства для оплаты долгов перед кредиторами. Пассив будет отрицательным, а актив – нулевым. Если же долги оплачены, а имущество есть, то оно распределяется между собственниками, если их несколько, или переходит к единственному собственнику. В любом случае, окончательный баланс передают собственнику на подпись. В общем, этот баланс отражает ситуацию после завершения процедур ликвидации но перед разделом имущества между собственниками.

 

Расчеты с учредителями

 

Когда фирма ликвидируется, после завершения всех процедур и составления окончательного баланса ликвидации необходимо распределить оставшиеся средства и имущества между собственниками. В случае ликвидации ЧУП или ООО с одним учредителем проблем не возникает – все оставшееся имущество переходит к единственному учредителю. Если же их несколько (в ООО/ОДО), то ликвидатор (председатель) распределяет доли согласно законодательной очередности и устава самого предприятия. Если учредитель давал в уставный фонд некое имущество, оно переходит к нему в той самой натуральной форме и с учетом имевшего место износа. Если же имущества и средств недостаточно для полного удовлетворения всех собственников согласно их требованиям и очередности, то активы распределяются между ними пропорционально.

 

Сдача документов в архив

 

Согласно законодательству, обязательна сдача документов в архив, как при ликвидации, так и при банкротстве. Сдаются все документы, образовавшиеся в процессе их деятельности, а также документы по личному составу фирм, иные документы, подлежащие архивации. Сдачей документов занимается ликвидатор, председатель ликвидационной комиссии или же конкурсный управляющий, в зависимости от вида ликвидации. Документы сдаются в соответствующий территориальный муниципальный архив. Первичное упорядочение документов, которые идут на архивацию, лежит на все тех же ликвидаторах. Необходимо произвести подшивку или переплет документов, нумерацию томов/папок/архивов. Нужно составить опись документов и подписать ее ликвидатором.

 

Закрытие счетов в банках

 

Договор на открытие банковского счета, по общим правилам, является бессрочным. Но, как и любой договор, он может быть расторгнут. По требованию владельца счета договор должен быть расторгнут. Для этого необходимо отправить в банк заявление о закрытии счета. Как показывает практика, как таковое расторжение договора в случае ликвидации необязательно, тут все на усмотрение банка и клиента, но сами счета организации, ликвидируемой клиентами, должны быть закрыты. В случаях нахождения организации в ликвидации или конкурсном производстве счета должны быть закрыты. Организация, которая в ликвидации, уведомляет свой банк, осуществляющий операции по счетам, либо несколько банков, в случае их наличия, о происходящей с ней процедуре ликвидации (банкротства). Если на счета не наложен арест или нет предписаний госорганов о приостановлении операций по счету он закрывается достаточно безболезненно. Все оставшиеся, в случае их наличия, средства поступают в пользу ликвидируемой организации.

 

Представление документов в регистрирующий орган

 

Итак, пакет документов, предоставляемый в орган регистрации ликвидатором или председателем комиссии (или иным лицом, который уполномочен это делать путем доверенности со стороны ликвидатора) подается вот такой пакет документов:

1)    Заявление о ликвидации. Составляется оно по специально утвержденной форме, актуальную всегда можно взять на сайте того органа, куда вам предстоит нести документы. Там содержатся сведения о сроках ликвидации, ее порядке, кто ликвидатор, согласно чему (решение, например) начата процедура ликвидации, какой датой начата. Подписывают его ликвидатор (председатель) и члены комиссии, если таковая имеется. Если ликвидатор лицо юридическое, то подписывает директор организации-ликвидатора.

2)    Ликвидационное решение. Если оно на иностранном языке, прикладывается нотариально заверенный перевод. Если собственников несколько – протокол собрания собственников (к переводу в случае необходимости условия те же).

3)    Выписка из торгового регистра страны, если организация иностранная. Перевод выписки на любой из государственных языков обязателен и нотариально заверен должен быть.

4)    Орган, куда вы подали документы, не позднее завтрашнего дня отправляет сведения о нахождении организации в процессе ликвидации в ЕГР РБ. Также направляет подобные сведения в органы таможни, ФСЗН, Белгосстрах, в муниципальные архивы.

5)    В течение тридцати дней организации, перечисленные выше, предоставляют сведения о наличии (отсутствии) у ликвидируемой организации долгов по обязательным платежам перед этими организациями.

 

 

 

Понравилась статья?

Подпишитесь на наши обновления и получайте все полезные материалы для предпринимателей прямо на почту! Не пропустите очередные изменения в законодательстве и обновления документаций. Будьте в курсе последних новостей мира бизнеса.